RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

      В   2010 году Царское Село отметило свой 300-летний юбилей. К 300-летию Царского Села музей-заповедник завершил реставрацию и открыл для посетителей новые дворцовые залы и павильоны. Реализация программы реставрации осуществлялась за счёт бюджетного финансирования,  финансовых средств, выделяемых Международным банком реконструкции и развития, а также за счёт спонсорской, инвестиционной и благотворительной поддержек.

 Недалеко от Собственного садика расположен павильон «Вечерний зал», строительство которого началось в 1796 году по проекту П. В. Неелова, но завершилось лишь через полтора десятилетия, уже под руководством Л. Руски.

Во время войны уникальный павильон сильно пострадал.

С момента основания Клуба друзей музея-заповедника «Царское Село» его почётным корпоративным членом и покровителем является Северо-Западный банк Сбербанка России. При его финансовой поддержке были проведены реставрационные работы, и в 2008 году обновлённый павильона вновь был открыт для посетителей.

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка. Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И.А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал павильону особую живописность. Внутренние помещения Турецкой бани были решены в «мавританском» стиле.

Во время Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. В 2006-2009 годах в Турецкой бане на средства Международного банка реконструкции, развития и федерального бюджета были проведены исследовательские и реставрационные работы. В 2009 году павильон был открыт для посетителей. Сегодня в воссозданном павильоне экспонируются предметы из собрания ГМЗ «Царское Село», а также предметы мебели приобретенные на пожертвования членов Клуба друзей музея-заповедника.

 

В Екатерининском дворце открылсяАрабесковый зал. Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины Великой. Зал декорирован пилястрами, зеркалами и панно с росписью в виде арабесков; мотивы живописи и определили название парадного интерьера.

 

        Мастера ООО «Водолей плюс» на безвозмездной основе выполнили реставрацию корпуса уникальных часов. После реставрации, проведенной при финансовой поддержке ООО «Водолей плюс» специалистами Государственного Эрмитажа, механизма часы были размещены на своем историческом месте – в Китайской Гостиной Александра I.     

  

    После реставрации открыты для посещения три зала Парадной анфилады Александровского дворца – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная. Залы едины по характеру оформления и решены в одной цветовой гамме. Это уникальный по целостности и историко-художественной значимости комплекс, сохранивший архитектурную отделку XVIII века, созданную по проекту архитектора Дж. Кваренги. В залах Парадной анфилады воссоздана экспозиция из подлинных предметов бережно сохранённых в 1941-1944 годах в эвакуации и до настоящего времени хранившихся в ГМЗ «Царское Село» и «Павловск». Их история связана с жизнью Александровского дворца и его венценосных обитателей. В залах вновь можно увидеть находившиеся здесь при последних владельцах пейзажи И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, М.Н. Воробьева, основанную Николаем I галерею портретов, а также изделия из бронзы, фарфора и стекла.    

 

Мост у Концертного зала – один из первых металлических мостов на европейском континенте, изготовлен по проекту Дж. Кваренги на Сестрорецких Оружейных заводах в 1783–1784 годах. Реставрация моста, ведущего к Концертному залу, была проведена при финансовой поддержке А.С. Клямко и В.В. Новинского и завершилась к юбилею Царского Села в 2010 году.

 

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. В 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф.-Б. Растрелли. Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений.

Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы.

В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и гравюры по рисунку М.И. Махаева был восстановлен канал вокруг Эрмитажа. Уникальное камерное «фортификационное» сооружение XVIII века вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.

Летом 2010 года мастера ООО «Ресстрой» закончили реставрацию в павильоне «Эрмитаж»: 25 июля 2010 года впервые после 1941 года он был открыт для посетителей.

 

Императорский Фарфоровый завод на безвозмездной основе изготовил чашку с блюдцем, сахарницу и чайник по образцу предметов «Собственного чайного сервиза» императрицы Елизаветы Петровны. Предметы для копирования были любезно предоставлены Государственным Русским музеем.

Сервиз украсил один из парадных столов в открывшемся к 300-летию Царского Села павильоне «Эрмитаж».

  

Стулья для павильона «Эрмитаж» были изготовлены по образцу стульев середины XVIII века из исторической коллекции музея корпоративным членом Клуба друзей музея-заповедника компанией «Водолей плюс» при финансовой поддержке ООО «Краски города».

 

В 1780-х годах архитектор Дж. Кваренги построил в Екатерининском парке «Концертный зал», охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служит панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале. На нем изображена статуя богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Интерьеры павильона решены в соответствии с канонами классического стиля. Стены большого зала облицованы искусственным мрамором, украшены пилястрами коринфского ордера, скульптурными медальонами и живописными панно.

К 300-летию Царского Села была проведена масштабная реставрация и обновленный павильон вновь был открыт для посетителей.

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой, расположен на живописном берегу пруда, на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Новым садом Александровского парка. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки Скрипучая.

Беседка была сооружена по проекту архитектора Ю. М. Фельтена; работы велись под руководством И. В. Неелова в 1778–1786 годах.

При финансовой поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России в павильоне были проведены реставрационные работы, вернувшие Скрипучей беседке её первоначальный вид, а член Клуба друзей музея-заповедника «Царское Село» компания «Матис» восстановила фигуры драконов, украшающих кровлю беседки.

Большой Китайский мост, расположенный у центральных ворот в Александровский парк со стороны парадного плаца, сооружен по проекту Ч. Камерона. Парапет моста выполнен из розового гранита, декорирован вазами и ветвями «красных кораллов».

Изначально мост был украшен четырьмя фигурами китайцев из известняка, сидящих на тумбах-постаментах; позднее пришедшие в негодность фигуры заменили на металлические, с полихромной росписью. В годы войны скульптура исчезла.

В июне 2010 года при финансовой пожжержке Т.К. Боллоева работы над воссозданием фигур китайцев, продолжавшиеся несколько лет, были завершены.

 

Копия скульптуры «PrimaVera» выполнена с работы неизвестного мастера XVIII века и является  даром ГМЗ «Царское Село» от членов Клуба друзей музея ООО «Ресстрой» и итальянских фирм «Torart» и «Michelangelo». Копия выполнена из каррарского мрамора с применением лазерного оборудования и цифрового фрезерного станка.

 

Металлическая беседка, расположенная на правом берегу второго Нижнего пруда в Екатерининском парке, изготовлена по проекту Дж. Кваренги на Сестрорецких Оружейных заводах в 1785 году. Чугунные беседки со скамьей по периметру предназначались для места, в котором «садовник или природа создали великолепные круговые виды». Ещё в XIX веке эта беседка пользовалась популярностью у царскоселов.

Долгое время беседка не ремонтировалась – лишь изредка её окрашивали масляной краской. Постепенно исчезли деревянные скамейки и внутренняя обшивка кровли. Реставрация чугунной беседки в Екатерининском парке была выполнена к 300-летию Царского Села в 2010 году на средства ООО «Краски города».

Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам» в юго-восточной части Екатерининского парка сооружены по проекту архитектора В. П. Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Помещенные на воротах слова — «Любезным моим сослуживцам» принадлежат императору Александру I. В годы Великой Отечественной войны ворота получили многочисленные повреждения. К 300-летию Царского Села обновленные ворота вновь украсили Екатерининский парк.

Работы по реставрации ворот за свой счёт  выполнило ЗАО РПНЦ  «Специалист».

Павильон «Нижняя ванна» расположен в Екатерининском парке. В XVIII веке его называли также Кавалерской мыльней. Этот павильон, стоящий в стороне от парковых аллей и предназначавшийся для придворных, был построен по проекту архитектора И.В. Неелова в 1778–1779 годах. Его фасад наполовину скрыт от взглядов посетителей сада деревьями и кустарниками.

Нижняя ванна состоит из десяти помещений, сгруппированных вокруг центрального зала с большим круглым бассейном. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.

Незначительно пострадавшие в период Великой Отечественной войны фасады павильона были восстановлены в 1944–1945 годах. Работы по реставрации помещений этого павильона были завершены в 2011 году.

Реставрация дворцов и парковых павильонов
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта