RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Музейный мир –  живой организм и ГМЗ «Царское Село» всегда готов открыть свои «Золотые ворота» не только посетителям, но и друзьям музея.

В 2008 году в рамках подготовки к очередной встрече друзей музея был осуществлен проект по воссозданию парадного платья императрицы Елизаветы Петровны.

Своеобразным катализатором этой идеи стала культурная акция 2006 года, когда известный меховой стилист из Италии Виничио Паяро преподнес музею-заповеднику  подарок – шубу «Екатерина Великая». Это изделие – оригинальная фантазия на тему мехового костюма императрицы было вызвано интересом итальянского модельера к российской истории.

Толчком, побудившим к рождению нового проекта, послужило горячее желание Князя Михаила Павловича Романова-Ильинского создать реконструкцию императорского костюма и преподнести его в дар Царскому Селу.

Автором-исполнителем наряда Императрицы Елизаветы Петровны стал неординарный и, бесспорно, талантливый петербургский дизайнер, художник и модельер Стас Лопаткин,  занимающий достойное место в плеяде современных молодых fashion-стилистов нашего города.

Императрица Елизавета Петровна – особая персона в истории Царского Села. В правление именно этой государыни Царское Село превращается в роскошную и поистине царскую резиденцию, поражающую своим богатством, величием и совершенством. Сама Елизавета Петровна осталась в памяти потомков как самая красивая женщина своего времени, обладательница бесспорного вкуса и возможностей диктовать последние тенденции моды.

Первая попытка реконструкции платья Елизаветы Петровны была предпринята коллегами из Государственного Исторического музея (Москва). Платье было «собрано» из куска шелковой ткани, аутентичной времени правления Елизаветы Петровны, поэтому рисунок вышивки на ткани присутствует фрагментарно, кружево, использованное для изготовления оборки на лифе и ангажантов, так же старинное, французской работы. Очевидно, что московские коллеги стремились к исторической достоверности через  использование  исторических тканей.

Мы преследовали иные цели. Главным ориентиром при воссоздании платья послужил портрет Елизаветы Петровны, написанный в 1758 году придворным живописцем В. Эриксеном. Выбор не случаен: дело в том, что это прижизненный портрет императрицы. Портрет поясной, изображенная модель показана в трехчетвертном развороте, нижняя часть живописного полотна прописана художником условно. Отсутствие изображения юбки, с одной стороны осложнило задачу, с другой расширило рамки творческой фантазии модельера.

Платье состоит из нескольких частей: плотно облегающего стан лифа, широкой, густо сосборенной у талии верхней юбки, которая  держится на фижмах и имеет плотную нижнюю юбку, позволяющую создать эффект еще более «тяжелых» складок, и накидки. Для изготовления платья были использованы французские ткани фабрики «Belinac», выполненные по аналогии с историческими. В середине XVIII  века платья из голубого шелка  с узором некрупных цветов, вышитых серебряными нитками, пользовались известной популярностью, и ткань  шанжан хорошо передает эффект перелива, которым обладали ткани той поры. Узор центральной вышивки лифа взят по аналогии с пьес д’эстома,  изображенным на портрете. Там он выглядит монолитным, как будто выполнен из металла. Мы использовали вышивку с высоким рельефом. Нижняя юбка украшена вышивкой. Ее рисунок вдохновлен характерным для середины XVIII века мотивом «трельяжной сетки», которую можно встретить в декоре различных произведений  прикладного искусства того времени.

Костюм середины XVIII века активно использует кружево. В России, как и в Европе, особенной популярностью пользовались кружевные изделия таких известных центров производства, как Алансон и Брюссель. В отделке платья использовано современное  кружево, изготовленное машинным способом: лиф и рукава отделаны кружевом фирмы  Sophie Hallette (берта на лифе) и Soltiss (рукава). Такое кружево не может передать всю прелесть старинной ручной работы, но позволяет судить о стилистических особенностях кружева середины XVIII века.

Работа над созданием платья была завершена в конце января 2008 года. Первыми это произведение петербургского дизайнера, вдохновленное прекрасным образом Елизаветы Петровны на портрете Эриксена увидели члены Клуба друзей ГМЗ «Царское Село» на встрече, посвященной эпохе правления Елизаветы.

 

 

 

Воссоздание платья императрицы Елизаветы Петровны
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта