RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Реставрация фундаментов и водоотводов
Екатерининского дворца

По мере реализации проекта реставрации фасадов Екатерининского дворца, разработанного ОАО «НИИ СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ», Музей приступил в 2016 году к реализации соответствующего раздела «Фундаменты, водоотводы».

В рамках подготовительных работ подрядной организацией ООО «Профиль» выполнено дополнительное обследование труднодоступной части основного коллектора посредством автономной видео-диагностики, с целью уточнения и дополнения проектных решений.

В течение 2016-2018 годов были выполнены следующие работы:

  • реставрация, усиление и гидроизоляция бутовых ленточных фундаментов,
  • реставрация кирпичной кладки,
  • реставрация цоколя из известняка,
  • устройство трубопроводов водоотведения,
  • очистка существующих каналов водостоков,
  • устройство открытых водоотводных лотков,
  • реставрация гранитных лестниц,
  • укладка лещадных плит и установка бортовых камней,
  • восстановление нарушенного благоустройства.

Источник финансирования – внебюджетные средства Музея.

Реставрация фасадов Екатерининского дворца

Одной из самых сложных и интересных работ стала реставрация фасадов Екатерининского дворца.

Объёмно-пространственная композиция Екатерининского дворца со зданием церкви (без Церковного и Зубовского корпусов) была сформирована к 1756 г. по проектам архитектора Ф.-Б. Растрелли. Зодчим были перестроены и объединены новыми галереями в единое целое все объёмы предшествующего дворца. Протяженные фасады получили новое архитектурное и декоративное решение. Стены окрашены в голубой цвет; колонны, пилястры и деревянные балюстрады в белый. Лепное убранство – фигуры атлантов, картуши, гирлянды, маскароны, капители колонн и пилястр, кронштейны, обрамления оконных проёмов, а также деревянные скульптуры и вазы на балюстрадах - вызолочено.

В 1770 г. с балюстрады демонтируются ветхие деревянные золоченые скульптуры и вазы без замены новыми.

С 1790 по 1848 гг. атланты и весь лепной декор на фасадах вместо золочения окрашивается в жёлтый цвет (светлой охрой).

С 1848 по 1895 гг. – бронзируется.

Фасады вплоть до 1854 г. красились в голубой цвет. С 1854 до 1940 гг. стены имели светло-зелёный тон. С 1958 г. до настоящего времени – голубой.

В 1778-1784 гг. с пристройкой Зубовского и Церковного корпусов (арх. Ю.М. Фельтен и И.В. Неелов) дворец расширяется. Их фасады, за исключением южного фасада Зубовского корпуса, оформляются и окрашиваются в соответствии с дворцовыми.

На протяжении ХIХ столетия и вплоть до 1941 г. фасады неоднократно ремонтировались: вычинивалась штукатурка, фигуры атлантов и лепной декор с частичной заменой на новый, деревянные балюстрады постепенно заменялись металлическими.

В период 1941-1944 гг. дворец подвергается значительным разрушениям, однако фигуры атлантов и лепной декор на фасадах в целом уцелели и реставрировались методом вычинки с частичным восполнением утраченных фрагментов по сохранившимся образцам. Были отреставрированы колонны, капители, карнизы и цоколь из естественного камня, а также металлические решётки балконов.

В ходе реставрационных работ 1961-1971 гг. по проекту архитектора А.А. Кедринского воссоздается первоначальное крыльцо центрального входа со двора с лестницами и балконом, капители колонн крыльца на парковом фасаде; во фронтонах «среднего дома» демонтируются часы и на их места возвращаются лепные картуши с гербами. Восстанавливается исторический лазоревый колер окраски стен дворца.

В 2003-2004 годах в процессе реконструкции Зубовского флигеля выполнена реставрация его фасадов с сохранением окраски барочного декора по проекту А.А. Кедринского.

При реставрации фасадов Церковного флигеля в 2006 году лазоревый колер стен был сохранен, а лепной декор окрашен экспериментальным синтетическим составом, имитирующим позолоту.

К сожалению, в ходе ремонтно-реставрационных работ второй половины XX века были применены штукатурные составы, содержащие цемент, и синтетические красочные программы, неблаготворно сказавшиеся на состоянии исторических архитектурных и декоративных элементов. Техническое состояние фасадов в результате проведенных обследований было определено как неудовлетворительное.

В 2008-2010 гг. институтом «Спецпроектреставрация» выполнены масштабные научно-исследовательские и проектные работы по реставрации фасадов Екатерининского дворца. На основе проведенных историко-архивных и натурных исследований сделан следующий вывод: фасады Екатерининского дворца не подвергались существенным перестройкам и переделкам, во время Великой Отечественной войны лепной декор, в целом, сохранился и потому можно утверждать, что фасады дворца в виде, близком к первоначальному, в основе своей дошли до наших дней с незначительными утратами.

В 2009-2015 гг. была проведена реставрация основной части дворца.

К 300-летнему юбилею Царского Села силами ООО «Краски города» была выполнена реставрация северного фасада дворца со стороны парадного плаца. В 2011 г. ООО «Интарсия» продолжило работы со стороны паркового фасада в осях 1-5.

ЗАО «Пикалов и сын» выполнены необходимые работы в осях 5-6, а ЗАО «Ремстройфасад» отреставрирована оставшаяся часть в осях 6-16.

В процессе работ расчистка оштукатуренных поверхностей производилась различными методами, в зависимости от характеристик удаляемых слоев. Предусмотренный стратиграфический метод расчистки позволяет гарантировать необходимый анализ и оценку обнаруженных материалов. Расчистка от верхних красочных слоев и различных накрывок осуществляется с целью обнаружения оригинального материала и устойчивой основы, пригодной для сохранения.

Выполнено удаление большей части верхних реставрационных штукатурных слоев, имеющих в своем составе цемент, и других несовместимых материалов.

Для точного определения зон, подлежащих удалению, производилась полная расчистка от поздних красочных слоев для обнаружения следов исторических реставраций, восполнений на цементной основе, а так же уточнение степени сохранности подлинного материала (прочность и прилегание к стене).

Только после завершения расчисток и составления картограмм дефектов были приняты решения по объемам реставрационных вмешательств и технологии производства работ.

Утраченные профили карнизных и декоративных тяг восстановлены на основе анализа сохранившихся.

После удаления несовместимого материала проведена промывка каменной кладки от пыли, обработка от биопоражений и высолов.

Работы по расчистке участков, состоящих из блоков натурального камня, идентичны расчистке штукатурных поверхностей: полное удаление поздних цементосодержащих слоев отделки для выявления находящейся под ней основы, определение несовместимого материала, подлежащего удалению, изготовление картограммы участка, определение оригинальной формы элемента и непосредственное удаление несовпадающих по форме частей и/или несовместимого материала.

Участки кирпичной кладки, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, отреставрированы с использованием техники вычинки после предварительной фиксации.

Воссоздание или замена частей каменного декора выполнены раствором, во избежание подвижек конструкций здания при выемке блоков значительных размеров. Замена на натуральный камень производилась только в случае обнаружения сильных повреждений крупных элементов. Замена камня осуществлялась точечно, при помощи техники вычинки, с предварительной фиксацией.

Восполнение утраченных элементов осуществлялось с удалением всех поврежденных или несоответствующих металлических элементов и созданием новой анкерной системы при помощи стержней из углепластика и высокопрочной керамики, в том числе крепления отколовшихся или откалывающихся частей камня. Для общей стабилизации применено высокоподвижное связующее без примесей цемента для укрепления методом инъектирования.

Для укрепления верхнего слоя (поверхности) осыпающегося камня использован закрепляющий материал, не искажающий оригинального материала и его паропроницаемости.

Удалены только несовместимые материалы, полностью разрушившиеся элементы или несоответствующие эстетическим и художественным требованиям элементы докомпановок, вставок, восполнений различных этапов ремонтов и реставрации, включая реставрацию XX века. Элементы, находящиеся в хорошем состоянии, совместимые с подлинными фрагментами и материалами, сохранены.

Например, это относится к атлантам. Некоторые части воссозданы цементными растворами, а именно: головы, предплечья, завиток постамента и находятся в удовлетворительном состоянии. Такая методика распространяется почти на все подобные элементы декора, имеющиеся на фасаде.

При необходимости полного воссоздания небольших элементов, выполнена отливка по индивидуальным моделям.

К участкам с исторической штукатурки, отслоившейся от основы и подлежащей консервации, применена техника точечного инъектирования. При необходимости, дополнительное крепление штукатурного слоя на кирпичной кладке выполнено при помощи микроштифтов из стеклопластика.

Для укрепления верхнего слоя (поверхности) осыпающейся штукатурки, потерявшей свои механические свойства, но пригодной для консервации, использованы закрепляющие материалы, не искажающие оригинального материала и его паропроницаемости.

Применяемые новые материалы для воссоздания геометрических пропорций декоративной лепнины и восстановления штукатурного слоя имеют характеристики, идентичные оригинальным и отвечают требованиям устойчивости к воздействиям внешней окружающей среды.

На базе исследований и анализа фрагментов оригинального красочного слоя определена покраска фасадов дворца, характерная для разных периодов его существования. Ввиду конкретности и читаемости участков оригинального голубого цвета фасада и охры деталей, взяты образцы для разработки пигментов, используемых при окраске.

Всеми контрактами на выполнение работ были предусмотрены гарантийные обязательства, на основании которых в течение 5 лет после окончания работ соответствующими подрядными организациями по мере необходимости устраняются образовавшиеся дефекты и выявленные недостатки. 

В 2017-2018 годах выполнена реставрация фасадов Церковного флигеля (ЗАО «Фирма «Пик»).

К настоящему времени разработана проектная документация на реставрацию фасадов Зубовского флигеля дворца.

Музей планирует выполнить реставрацию фасадов Зубовского флигеля в 2019-2020 годах.

Реставрация каменного моста через Виттоловский канал

Каменный мост через Виттоловский канал в Александровском парке построен в 1840-е годы. Автор проекта неизвестен. 

В связи с началом активного разрушения моста и обрушением части облицовки одного из устоев и арочного свода, в 2015 году ЗАО «Реставрационный Проектный Научный Центр «Специалист» был разработан и реализован проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий по объекту.

В 2016 году проведено техническое обследование сооружения и разработан проект реставрации сооружения, предусматривающий следующие работы:

  • земляные работы;
  • устройство шпунтового деревянного ограждения;
  • реставрация бутовой кладки устоев;
  • инъектирование подводной части опор моста;
  • реставрация известняковых блоков облицовки фасадов;
  • реставрация арочного свода;
  • воссоздание и монтаж известняковых блоков и накрывочных плит;
  • воссоздание перильных ограждений моста;
  • устройство дорожного покрытия

В течение 2017-2018 годов ЗАО «РПНЦ «Специалист» выполнило реставрационные работы.

В 2018 году восстановлен участок Сиреневой аллеи до Дворцовых теплиц.

Источник финансирования – внебюджетные средства Музея.

Реставрация павильона Шапель

В годы Великой Отечественной войны здание получило многочисленные повреждения, были утрачены витражи и часы-куранты. В настоящее время памятник находится в аварийном состоянии, кирпичная кладка стен имеет глубокие трещины, своды террасы и перекрытия башни находятся в неудовлетворительном состоянии, кровельное покрытие коррозировано, столярные заполнения утрачены, интерьер капеллы разрушен. Здание не оборудовано никакими инженерными сетями.

В 2011 году ООО «Архитектурная мастерская А.С. Кавтеладзе» было выполнено комплексное обследование здания и разработана проектно-сметная документация по реставрации и приспособлению павильона под музейное использование. В 2014 году проведена историко-культурная экспертиза проекта.

Проектом предусмотрено максимальное сохранение существующих строительных конструкций и архитектурных элементов, при этом планируется сохранить исторический руинированный облик здания. Утраты будут восполнены путем докомпановок и воссоздания по образцам сохранившихся деталей.

В процессе реализации проекта выполнены следующие работы:

  • ремонт и усиление конструктивных элементов здания,
  • ремонтно-реставрационные работы по шатру башни, на фасадах, во всех помещениях павильона, а также в руинной части здания, 
  • замена кровли на медную, 
  • реставрация выколотного декора кровли,
  • оснащение здания системами инженерно-технического обеспечения,
  • реставрация интерьеров,
  • консервация и реставрация подлинных оконных заполнений.

 В рамках приспособления здания для музейного использования, на втором этаже башни (в капелле) предусмотрено размещение сезонной экспозиции, а первый этаж отведен под служебные помещения.

В 2015-2016 годах в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» были выполнены первоочередные ремонтно-реставрационные работы:

  • подготовительные работы, включая изготовление и установку неинвентарных лесов,
  • устройство временной кровли,
  • реставрация кирпичной кладки и архитектурных элементов из кирпича.

В течение 2017-2018 годов подрядной организацией ООО «Лапин Энтерпрайз» был выполнен полный объем работ по реставрации памятника. 

В интерьере произведена реставрация лепного готического свода и консервация живописного декора (изображение ложных готических окон и обивки стен тканью), при его расчистке реставраторы обнаружили подлинный колер, после чего было принято решение затонировать места значительных утрат в исторический цвет. 

  

Реставрацию живописного убранства выполнила компания ООО «Петербургская реставрационная компания».

Крышу павильона изначально украшал флюгер в форме петушка, выполненный из меди. На флюгере были следы от пуль времен Великой Отечественной войны, а хвост полностью утрачен. На кровле установили копию петушка, в основание которого, перед установкой на крышу, в июле 2018 года сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам.

Взамен статуи Спасителя, находящейся теперь в собрании Эрмитажа, в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны (Адини), дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Скульптура происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда; последние десятилетия она хранилась в фондах музея.

Реставрация скульптуры осуществлена ООО «Реставратор».

Финансирование осуществлялось за счёт федеральной целевой субсидии и внебюджетных средств ГМЗ «Царское Село».

Реставрация мраморного фонтана
в Собственном садике Екатерининского парка

Фонтан в Собственном садике построен в 1866 г., архитектор Видов А.Ф., скульптор Бота Ф.В. Восьмиугольный бассейн с вазами-кашпо на углах и большую чашу в центре выполнили из белого каррарского мрамора мастера Петергофской гранильной фабрики. Снабжение фонтана водой (по чугунным трубам) вошло в систему дополнительного водоснабжения Большого Царскосельского дворца, Лицейского флигеля, дворцовой кухни, которое в 1865-1867 гг. устраивали специалисты завода Сан-Галли.

По результатам обследования фонтана, выполненного ООО «Ресстрой» в 2015 году, установлено неудовлетворительное техническое состояние сооружения. 

В течение 2016-2018 годов подрядной организацией ООО «Царскосельская янтарная мастерская» были выполнены работы по реставрации памятника, а именно:

  • демонтаж элементов фонтана с составлением маркировочных схем (цветников, боковых стенок фонтана, пола и центральной композиции),
  • разборка гидроизоляции чаши, полов и цветников из свинца,
  • укрепление центральной чаши в местах конструктивных трещин,
  • реставрация мраморных элементов фонтана, боковых стенок, цветников и центральной композиции,
  • склейка расколотых элементов,
  • расчистка поверхностей мрамора от загрязнений, окислов железа и биологических повреждений, 
  • изготовление пиронов для склеиваемых элементов,
  • укрепление поверхности мрамора с деструкцией,
  • герметизация трещин и стыков между элементами,
  • восполнение утрат и сколов мрамора вставками из камнезаменителя или домастиковочными составами с тонировками,
  • стабилизация трещин мрамора со склейкой и защитой от доступа влаги в объем камня,
  • монтаж элементов фонтана,
  • воссоздание шовного раствора между блоками,
  • отделка камня восковой мастикой.

Одновременно была смонтирована современная система водоснабжения, водоотведения, циркуляции и очистки воды.

Открытие с запуском фонтана состоялось в августе 2018 года.

Источники финансирования:

  • по реставрации мрамора – субсидия за счет средств федерального бюджета,
  • по ремонту и реставрации инженерных сетей – внебюджетные средства Музея.

Реставрация мостов на Большом Ламском пруду

Металлические Ламские мосты сменили деревянные в 1889-90-х годах и в 1901-1908 годах под руководством архитектора С.А. Данини.

Металлические части для сооружения были изготовлены на заводе Сан-Галли по проекту архитектора  А.Ф. Видова.

Сооружения получили многочисленные повреждения в период Великой Отечественной войны и до настоящего времени находились в неудовлетворительном состоянии.

  

В 2011 году ЗАО «Реставрационный Проектный Научный Центр «Специалист» разработана проектная документация по реставрации памятников, предусматривающая следующие работы:

  • демонтаж с предварительной маркировкой поврежденных элементов моста, включая архитектурный декор;
  • устройство шпунта с разборкой булыжной вымостки дна протоки для получения возможности демонтажа нижних рядов облицовки устоев и ремонта фундамента под ними;
  • реставрация арок, прогонов и подкосов;
  • реставрация чугунных плит покрытия и архитектурного декора с восполнением утрат в условиях мастерской;
  • ремонт бутовой кладки устоев с выполнением гидроизоляции;
  • монтаж несущих элементов моста;
  • облицовка устоев известняковыми блоками с установкой их на анкеры и пироны;
  • монтаж чугунных плит покрытия и архитектурного декора;
  • разборка шпунтованного ограждения с воссозданием булыжной вымостки дна протоки;
  • устройство дорожного покрытия проезжей части.

В 2016-2018 годах ЗАО «РПНЦ «Специалист» был выполнен комплекс перечисленных выше работ. Отреставрированы: «Большой Ламской мост», «Ламской мост-плотина со шлюзом» и «Малый Ламской мост».

Источник финансирования – внебюджетные средства Музея

Реставрация кровли и фасадов Камероновой галереи

До настоящего времени кровля и фасады здания Камероновой галереи имелимножественные дефекты, возникшие за период эксплуатации здания после проведения последнего реставрационного ремонта.

В 2017 году ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД» разработана научно-исследовательская и проектная документация по реставрации кровли и фасадов памятника.

В течение 2017-2018 годов ООО «Реставрационно-строительная фирма «Водолей плюс» были выполнены следующие работы:

  • реставрация кровли:
    • устройство инвентарных лесов,
    • разборка рядового покрытия и конструктивных элементов кровли,
    • частичная замена деревянных балок перекрытий,
    • устройство стропильных конструкций, обрешетки и покрытие кровли оцинкованной сталью,
    • реставрация водоотводов,
    • окраска металлических поверхностей,
    • антисептическая обработка деревянных поверхностей,
    • огнезащитное покрытие деревянных конструкций.
  • реставрация фасада:
    • расчистка оштукатуренной поверхности и архитектурно-лепного декора,
    • реставрация лицевой поверхности кирпичной кладки,
    • биоцидная обработка поверхности,
    • прибивка драни с подбивкой войлока,
    • реставрация штукатурных фасадов по кирпичным, деревянным и каменным поверхностям,
    • укрепление гипса, догипсовка архитектурно-лепного декора,
    • антисептическая обработка каменных и кирпичных поверхностей,
    • изготовление по старому образцу и установка оконных и дверных коробок и переплетов,
    • линейное окрытие подоконных зон оконных проемов и цоколя,
    • реставрация облицовки из известняка и известнякового туфа,
    • реставрация металлических декоративных элементов.

Источник финансирования – внебюджетные средства Музея.

Реставрационные работы по Зеркальным прудам в Екатерининском парке

Пруды, названные «каменными или зеркальными» были устроены на самом широком четвертом уступе Верхнего сада в 1719 и 1722 годах. Их берега были укреплены, дно выстлано булыжником. В эти годы парковыми работами по проекту Я. Розена руководил садовый мастер И. Фохт. Прямоугольные, с закругленными углами пруды, каждый длиной по 33 сажени 4 фута и шириной по 17 сажен 2 фута, наполнялись водой за счет донных родников. Вода из прудов утекала в канаву, идущую вдоль границы сада.

В 1778 году откосы обоих прудов были сделаны более отлогими (т.е. более правильными с точки зрения садовой теории) и подсыпаны черноземом, вынутым из куртины, где строилась Нижняя ванна. В XIX веке пруд у Верхней ванны сохранял прямоугольные очертания, а второй пруд был переделан по образцу пруда в Studley Royal (Англия): появился круглый пруд в обрамлении двух полулунных.

В начале 1960-х годов было принято решение восстановить планировку прудов на середину XVIII века, упразднив круглый и полулунные пруды. Проектированием занимался институт «Ленгипроинжпроект». В процессе работ была произведена разборка булыжной вымостки откосов, бетонной кладки, разборка бетонных конструкций под деревянной балюстрадой, углубление дна; забивка железобетонных вертикальных и наклонных свай, сооружение опор из монолитного бетона, установка гранитной облицовки.

За длительный срок эксплуатации на подпорных железобетонных стенах появились повреждения в виде трещин и сколов. При строительстве подпорных стен не был выполнен пристенный дренаж, что приводит к повышению уровня грунтовых вод в застенном пространстве и к повреждению бетона.Несмотря на регулярную очистку, дно прудов было заилено, пруды наполнены растительностью; с земляных откосов, обращенных к прудам, дождевыми водами смывался почвенный слой, водоотводящая система забивалась гранитным отсевом, смываемым дождями с парковых дорог.

Научно-проектной документацией «Реставрационные работы по Зеркальным прудам в Екатерининском парке г. Пушкина», разработанной ООО «Ленводстройпроект» в 2009 году, были предусмотрены следующие работы:

  • очистка дна прудов от илистых отложений и загрязненного песчаного грунта;
  • устройство нового песчаного основания, планировка и уплотнение дна пруда, устройство фильтра из щебня;
  • укрепление дна сборными бетонными плитами;
  • ремонтно-реставрационные работы по восстановлению конструкции подпорных стенок;
  • устройство гидроизоляции;
  • устройство пристенного дренажа подпорных стен;
  • устройство газонного дренажа;
  • прочистка и промывка трубопроводов, восстановление канализационного трубопровода;
  • восстановление нарушенного благоустройства.

В течение 2011-2012 годов ООО «Профиль» отреставрирован Зеркальный пруд №2, а в 2017-2018 годах ООО «Геоизол» выполнены аналогичные работы по Зеркальному пруду №1. 

Источник финансирования – внебюджетные средства Музея.

Реставрация правой Циркумференции Екатерининского дворца

Две Циркумференции являются частью грандиозного ансамбля Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца. Идущие под прямым углом уступами и переходящие затем в две дуги одноэтажные корпуса Циркумференций опоясывают парадный двор. Циркумференции («два малых флигеля» и «две скобы больших») были построены в 1744-1745 годах по проекту архитектора А.В. Квасова и предназначались под служебные помещения. В 1752-1756 годах здания перестроены по проекту Ф.-Б. Растрелли. Фасады Циркумференций оформлены в стиле барокко, стилистически приближены к убранству фасадов Екатерининского дворца.

Вид на Правую циркумференцию (нажмите для увеличения изображения)

В послевоенные годы Циркумференции были восстановлены, после чего элементы и части зданий неоднократно ремонтировались по истечении нормативных сроков эксплуатации.

В 2016-2017 годах ЗАО «Фирма «ПИК» выполнены очередные работы по реставрационному ремонту кровли и балюстрады Правой Циркумференции, в составе:

  • частичная замена обрешетки;
  • огне-биозащитная обработка деревянных конструкций;
  • устройство кровли из оцинкованной стали;
  • реставрация кирпичной кладки и оштукатуренных поверхностей тумб и других элементов кровли,
  • реставрация балясин балюстрады.

Источник финансирования – внебюджетные средства Музея.

Первоочередные противоаварийные работы в «Павильоне для лам»

Во время Великой Отечественной войны зданию был нанесён значительный ущерб. После войны павильон приспособили под жильё. 

В 1960-х годах жильцов расселили, и здание стало разрушаться. Без эксплуатации и должного ухода со временем Ламской павильон превратился в руину. 

В павильоне полностью отсутствует кровля, в башне нет лестницы, отсутствуют столярные оконные и дверные заполнения, разрушены полы, отсутствует отделка внутренних помещений, утрачена декоративная отделка фасадов. Сохранились фрагменты штукатурки, гнезда под тетивы и площадки лестниц, гнезда под балки перекрытий, вся кирпичная кладка подвержена значительным разрушениям.

В 2008-2009 годах ООО «Архитектурная мастерская А.С. Кавтеладзе» были проведены подготовительные работы, комплексные, натурные и технические исследования, разработан проект проведения первоочередных противоаварийных работ.

В 2017 году за счет внебюджетных средств Музея подрядной организацией ООО «Геоизол» были выполнены работы по консервации и реставрации кирпичной кладки здания (в том числе противоаварийные работы), а именно:

  • расчистка прилегающей территории памятника от кустарника и мелколесья,
  • изготовление и установка неинвентарных лесов и временной кровли,
  • разборка завалов в помещениях,
  • расчистка и реставрация деструктированной кирпичной кладки,
  • обработка поверхности кладки гидрофобизаторами, биоцидными составами и антисолевыми блокираторами.    

Вопрос о последующей разработке проектно-сметной документации и реставрации памятника будет рассматриваться после определения источника дальнейшего финансирования.

Устройство открытой неохраняемой автостоянки

В течение последних лет, по мере реставрации зданий, сооружений и ландшафта на территории Музея, наблюдается значительное увеличение интереса петербуржцев и гостей города к историческим Александровскому и Баболовскому паркам.

С целью обеспечения доступности дальних окраин парков для посетителей, Музеем был рассмотрен вопрос о возможности устройства новой автостоянки.

Место размещения предусмотрено на окраине западной части Александровского парка – в районе пересечения Кузьминского шоссе и дороги на Александровку (за границей территории объекта культурного наследия).

Проект на размещение объекта коммунального хозяйства разработан ЗАО «ОРТЕКС-К» в 2016 году, согласован Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, а также Администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга.

С апреля по август 2017 года ОАО «АВТОДОР «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» за счет внебюджетных средств Музея выполнены следующие работы:

  • снос зеленых насаждений и снятие растительного грунта в границах, предусмотренных проектом,
  • устройство проезжей части из асфальтобетона и установка бортовых камней,
  • мощение тротуаров тротуарной плиткой,
  • установка шлагбаума,
  • устройство системы наружного освещения,
  • устройство сетей ливневой канализации,
  • нанесение на проезжую часть дорожной разметки.

Реставрация Металлических мостов на прудах «Озерки»

В юго-восточной части Александровского парка на прудах «Озерки» расположены три металлических моста, возведенные в составе уникальной серии мостиков, созданных в 1780-1790-х гг. для царскосельских парков по рисункам архитектора Д. Кваренги.

Конструкции изготавливались на сестрорецких чугунолитейных заводах.

Металлические мосты №1 и №2 построены в 1786-87 годах. Мост №3 установлен в 1796 году.

Сооружения получили значительные  повреждения в период Великой Отечественной войны.

Мосты №1 и №3 находились в аварийном состоянии.

В 2011 году ЗАО «Реставрационный Проектный Научный Центр «Специалист» разработана проектная документация по реставрации мостов, предусматривающая следующие мероприятия:

  • демонтаж сохранившегося архитектурного декора с предварительной маркировкой всех элементов и уточнением невидимых узлов крепления
  • работы по реставрации металла, включая восполнение утрат
  • перекладка известняковой облицовки устоев
  • воссоздание мраморных тумб и металлических кованых звеньев перильного ограждения
  • гидроизоляция на устоях моста и устройство дорожного покрытия по историческим данным

Работы по реставрации сооружений выполнены ЗАО «РПНЦ «Специалист» в течение 2015-2017 годов за счет внебюджетных средств Музея.

Реставрация Мраморного (Сибирского) моста на Большом пруду

Мост построен по проекту архитектора В.И. Неелова в 1773-1774 гг. Мраморная галерея по частям изготавливалась на Екатеринбургском заводе на Урале из местного голубовато-серого и белого мраморов. Затем готовые детали доставлялись в Царское Село и собирались на месте. Арочное пролетное строение облицовано серовато-розовым гранитом.

В послевоенные годы реставрация моста производилась в 1953, 1983, 1990 годах.

К сожалению, мост регулярно повреждался от действий вандалов.

В процессе работ реставрировались и устанавливались на место сохранившиеся фрагменты моста, многие детали изготавливались заново, зашлифовывались покрывавшие колонны и поручни надписи, процарапанные острыми предметами. 

После проведения очередного ремонта вновь были обрушены в пруд и частично утрачены декоративные шары, звенья балюстрады и накрывочные плиты, а также возникли дефекты, связанные с длительным сроком эксплуатации моста.

В 2014 году ООО «Научно-проектный реставрационный центр» выполнило обследование сооружения и разработало методику реставрации.

В 2015-2016 годах за счет внебюджетных средств Музея ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» выполнены работы по реставрации памятника, включающие в себя следующие мероприятия:

  • расчистка и консервация мраморных и гранитных поверхностей,
  • ремонт кровли,
  • реставрация и установка на место упавших декоративных элементов,
  • воссоздание утраченных декоративных и конструктивных деталей,
  • реставрация облицовки потолка из искусственного мрамора,
  • восстановление конструктивной надежности деформированного пилона опоры,
  • восстановление нарушенного благоустройства.

Изготовление воссоздаваемых утрат мрамора, как и при строительстве, осуществлялось на Урале с использованием материалов, добытых с исторических месторождений, после чего готовые детали были доставлены на объект и установлены в соответствии с методикой реставрации.

По завершении работ для посетителей организован свободный доступ к сооружению.

Комплексная реставрация павильона «Арсенал»
в Александровском парке

Изначально на месте Арсенала находился павильон «Монбижу», построенный в 1747-1750-х годах по проекту архитекторов Саввы Чевакинского и Франческо-Бартоломео Растрелли. Это было одно из лучших парковых сооружений (созданное в одном стиле с павильоном «Эрмитаж» в Екатерининском парке), с богато украшенными фасадами и интерьерами. Монбижу использовался как охотничий домик и размещался в так называемом Зверинце – на территории, которая использовалась для содержания животных в естественных условиях, а также в качестве охотничьих угодий. Постепенно Зверинец пришёл в запустение, а Монбижу обветшал. В 1817-1834 годах Адам Менелас перестроил его в неоготическом стиле – так появился павильон «Арсенал». Отделку интерьеров создал архитектор Александр Тон. Центральное место занимал восьмиугольный «Зал рыцарей», в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей Николаю I. Здесь был открыт первый в России публичный музей оружия.

В 1883 году по воле императора Александра III это уникальное собрание передали в Императорский Эрмитаж.

Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям, все последующие годы здание находилось в полуразрушенном состоянии.

  

Проект реставрации (архитектурные и конструктивные решения) павильона «Арсенал» в Александровском парке г.Пушкина был разработан в 2011 году сотрудниками АРМ-3 ОАО «СПб НИиП института по реставрации памятников истории и культуры «НИИ СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ».

На основании комплексных научных исследований проектом были предусмотрены мероприятия, направленные на максимальное сохранение объемно-планировочной композиции здания и сохранившихся до настоящего времени конструктивных и архитектурных элементов.

В 2012 году подрядной организацией ООО «Первые Петергофские реставрационные мастерские» были выполнены первоочередные противоаварийные работы.

В связи с приостановкой финансирования за счет средств федерального бюджета работы на объекте были возобновлены в 2014 году подрядной организацией ЗАО «Ремстройфасад».

С сентября 2014 года по февраль 2016 года на памятнике выполнены масштабные ремонтно-реставрационные работы:

  • консервационные работы – «лечение» памятника, его просушка, удаление плесени и солей;
  • реставрационные работы – восстановление кладки стен, перекрытий, лестниц;
  • реконструктивные мероприятия с учетом приспособления объекта для музейного использования, включая организацию доступа маломобильных групп населения и обустройство здания системами инженерного жизнеобеспечения;
  • воссоздание деталей и элементов по сохранившимся образцам.

На основании проекта выполнена реставрация фасадов с сохранением подлинной кирпичной кладки и шовного раствора. В местах восполнения кладки вычинка производилась специально изготовленным кирпичом исторического размера и фактуры. Белая гипсовая разделка швов исторической кладки была укреплена и отреставрирована, а швы восстановленной кладки заполнены только кладочным раствором бежевого цвета, чтобы визуально отделить подлинную кладку от вновь выполненной. Так например, глядя на фасад, легко понять, что все зубцы основного объема были выложены заново. В процессе реставрации выполнены и сохранены на фасаде два зондажа исторической кладки павильона «Монбижу», созданного Франческо Бартоломео Растрелли в XVIII веке.

Восстановлена историческая стропильная система кровли башен и основного объёма.

По образцам сохранившихся деталей полностью воссоздана чугунная винтовая лестница, ведущая в одну из башен.

    

При реставрации интерьеров помещений воссозданы полы с использованием подлинных каменных плит, паркеты, дверные и оконные заполнения. Лепной декор купола центрального зала в виде «готической» сетки с развитым декоративным «замковым» элементом был полностью утрачен и воссоздан заново по иконографии и фрагментам металлического каркаса для «ребер» готической сетки. Лепное убранство сводов первого этажа было утрачено не полностью, и часть элементов подлинного декора удалось сохранить на месте. Обработанные горячей олифой без окраски, они отличаются от окрашенной воссозданной лепки.

Столярные заполнения выполнены по сохранившимся в здании фрагментам, а также имеющимся аналогам столярных заполнений павильона «Шапель», относящегося к тому же времени и принадлежащему одному автору – А. Менеласу.

В процессе работы реставраторы опирались на сохранившийся иконографический материал: довоенные фотографии, а также акварели Алоизия Рокштуля.

  

Здание полностью оснащено сетями и современными системами инженерно-технического обеспечения.

Достаточно хорошо сохранилась система водостоков, которые проходят внутри здания. Вода по водостокам попадает в дренаж, а оттуда – в грот, который находится рядом с павильоном.

В подвальном этаже разместятся входная зона обслуживания туристов, гардероб, туалеты, технические и служебные помещения, музейный зал, посвященный истории Монбижу – Арсенала. По существующей лестнице в восточной башне - выход на первый этаж, где будут размещены выставочные залы. Доступ на второй этаж предусмотрен по парадной лестнице. Как и прежде, экспозиционным центром станет восьмиугольный зал на втором этаже – Зал рыцарей.

3-и ярусы южной и западной башен – служебные и технические помещения. В северной башне – винтовая чугунная лестница, ведущая на 4-й ярус и кровлю.

С августа 2016 года в павильоне действует постоянная экспозиция, связанная с историей оружия.

 

 

Реставрационный ремонт и приспособление для современного использования
цокольного этажа павильона «Камеронова галерея»

Строительство Камероновой Галереи в Царском Селе началось в 1784 году и закончилось в марте 1787 года. Камеронова галерея воздвигнута на месте существовавшего еще во времена императрицы Елизаветы Петровны павильона для игры в мяч. В период строительства в первоначальный план были внесены изменения при создании лестницы, ведущей на второй этаж, и в рисунок решетки. Верхняя часть галереи (второй этаж)  предназначалась для прогулок императрицы; в первом этаже, который является как бы подножием колоннады, были устроены квартиры фрейлин.

Так как здание располагается на большом перепаде высот, то разницу высот компенсирует цокольный этаж, который частично находится под землей. В передней высокой части цокольных помещений, в осях 1-6 прямо под Парадной лестницей, устроены гроты; за гротами идет пространство, разделенное на три нефа каменными стенами с арками – собственно цокольный этаж.

В 2010 году выполнен комплекс первоочередных противоаварийных и реставрационных работ по усилению несущих конструкций гротов, реставрации исторической кирпичной кладки, гидроизоляции и замене ступеней прямой части парадной лестницы, реставрации разрушающейся каменной облицовки лестницы и гротов. В результате выполненной реставрации гротам парадной лестницы возвращен первоначальный облик.

 
  

В 2011 году проведены работы по реставрации кирпичной кладки стен овальной лестницы, устройству гидроизоляции, как над сводами гротов, так и по радиальным ступеням. В помещениях гротов разместилась экспозиция парковой скульптуры. После чего были начаты работы по реставрации и усилению фундаментов, понижению уровня пола цокольного этажа, устройству плиты пола цокольного этажа.

В результате расчистки помещений цокольного этажа от грунта и мусора выяснилось, что кирпичная кладка сводов и стен цокольного этажа в осях 6-20 деструктирована, арочные проемы заложены кирпичом, потолки зашиты досками и листами железа. По потолку и стенам проложены различные коммуникации, покрытие пола утрачено, междуэтажные перекрытия между первым и цокольным этажами находились в неудовлетворительном состоянии.

  

Состав дальнейших необходимых мероприятий включил в себя:

  • Работы по понижению уровня пола цокольного этажа до проектных отметок;
  • Реставрационные работы по плите пола цокольного этажа и его гидроизоляции;
  • Работы по разборке поздних дощатых, кирпичных перегородок, закладок;
  • Работы по реставрации, ремонту и усилению фундаментов;
  • Восстановление пандусов и лестниц в местах перепада высот пола;
  • Демонтаж подшивки потолков и перекрытий;
  • Устройство дублирующих перекрытий при производстве работ;
  • Ремонт, реставрация и усиление  перекрытий цокольного этажа  и его теплоизоляция;
  • Реставрация и усиление кирпичной кладки стен;
  • Воссоздание  кирпичных перегородок в соответствии с проектом;
  • Реставрация существующей кладки из известняковых плит, в том числе в фундаментах исторических печей;
  • Воссоздание полов из известняковых плит;
  • Реставрация металлических элементов: тяжи, пироны, перемычки;
  • Реставрация и воссоздание деревянных дверных заполнений;
  • Реставрация и воссоздание штукатурки стен по кирпичу и камню;
  • Восстановление ландшафтов, благоустройство, дренаж и ливневые системы, восстановление отмостки из известняковых плит, планировка территории, озеленение.

Ремонтно-реставрационные работы в цокольном этаже (оси 6-20) завершены в декабре 2014 года.

Помещения планируется использовать для хранения крупногабаритных предметов, таких как парковая скульптура, вазы и другие элементы декора.

Работы на объекте выполнены ООО «Геоизол».

Реконструкция, реставрация, техническое переоснащение и
приспособление Ратной палаты для музейного использования

Ратная палата, объект культурного наследия федерального значения, передана в оперативное управление Государственному художественно-архитектурному дворцово-парковому музею-заповеднику «Царское Село» в 2010 году в аварийном состоянии.

Государева Ратная палата заложена в Высочайшем присутствии 3 мая 1913 года. Она была задумана как пантеон воинской славы России.

В начале 1913 года императором был утвержден Строительный совет по сооружению Государевой Ратной палаты, в который вошли: председатель – генерал-лейтенант Е.Н. Волков, члены – профессор архитектуры В.А. Косяков, граф Я.Н. Ростовцев,  архитектор двора С.А. Данини, князь М.С. Путятин, полковник С.Н. Вильчковский, архитекторы-художники В.Н. Максимов и Е.С. Павлов.

Строителем и автором проекта утвердили С.Ю. Сидорчука. Сам Сидорчук писал в «Архитектурно-художественном еженедельнике»: «Ввиду того: 1) что в летописные времена местность входила в границы земли Новгородской, 2) что рядом стоящий Государев Федоровский собор имеет некоторые характерные черты церковной архитектуры Пскова и Новгорода и, наконец, 3) что новому музею предполагалось придать значение просветительства для воинства, чему наиболее приличествовало бы здание выдержанное в спокойных и строгих линиях древне-каменных строений на нашем севере, Государю Императору благоугодно было указать проектировать это здание по древним палатным образцам Псковско-Новгородского каменного зодчества, а в соответствии с вышеизложенными соображениями этому музею с Высочайшего соизволения присвоено наименование «Государева Ратная палата».

В основу музейной коллекции было положено собрание документов по истории войн, которые вела Россия, подаренных императору Николаю II Е. А. Третьяковой (вдовой С.М. Третьякова) на юбилейной Царскосельской выставке 1911 года. В ходе проектных и строительных работ Е.А. Третьякова пожертвовала 260 тысяч рублей.

Ратная палата представляет собой комплекс сооружений: здание Ратной палаты с угловой восьмигранной башней с шатровым завершением окружено оградой и галереями с тремя башнями, в плане образуя неправильный пятиугольник. Эту форму она получила в связи с очертаниями отведенной под строительство части парка. Внутренний двор комплекса также предназначался для хранения военно-исторических трофеев. С началом Первой мировой войны Николай II принял решение разместить в Ратной палате галерею Георгиевских кавалеров и выставить трофеи, привезенные с фронта. Ратная палата должна была стать «Музеем Великой войны».

Сбор экспонатов начался сразу в 1914 году и проходил весьма интенсивно. Как видно из дошедших документов, вела комплектование Е.А. Третьякова, которая стала директором и хранителем этого музея. Сама палата и Георгиевская галерея, окружающая палату, были расписаны художником Н.П. Пашковым. Здесь должны были экспонироваться батальные картины, портретная галерея нижних чинов – кавалеров полного Георгиевского банта. Во внутреннем дворе галереи был размещен сбитый немецкий самолет «Альбатрос», последний экспонат, доставленный в Государеву Ратную палату.

В 1917 году завершается возведение всего комплекса зданий, создается экспозиция и «Народный музей Великой войны 1914-1917 годов» открывает свои двери для посетителей. В 1919 году музей был закрыт, а в 1923 году здания были переданы Агрономическому институту (ныне Аграрному университету) под ректорат, канцелярию и «организацию студенческого досуга», то есть, под клуб. В клубе устраивались литературные вечера, на которых выступали С. Есенин, Вс. Рождественский, Ф. Сологуб, О. Форш, В. Шишков и многие другие известные литераторы того времени.

После Великой Отечественной войны изрядно пострадавшее здание использовалось в качестве жилья, позднее было приспособлено под реставрационные мастерские. Внутренние помещения Ратной палаты были искажены многочисленными позднейшими перегородками и перекрытиями двусветных залов, штукатурный слой загрязнен, местами утрачен, поврежден протечками. На сводах галереи и центрального зала под побелкой сохранились фрагменты исторической росписи. Каменные плиты полов и ступени лестниц сохранились с утратами, оконные и дверные заполнения большей частью утрачены. Не сохранились и декоративные навершия башен в виде двуглавых орлов.

В 2010-2011 годах НИИ «Спецпроектреставрация» разработан проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Ратной палаты для музейного использования.

Учитывая историческую, художественную и культурную ценность памятника, проектом предусматривалась тщательная реставрация фасадов здания, восстановление исторической планировки помещений, реставрация интерьеров центрального зала, галереи и башен по натурным исследованиям и проекту арх. С.Ю. Сидорчука, консервация монументально-декоративной живописи, реставрация и ремонт сохранившихся лестниц, столярных заполнений, декоративных решеток и полов, а также выполнение следующих работ:

  • Разборка поздних пристроек и перегородок.
  • Работы по замене междуэтажных перекрытий.
  • Произведено укрепление фундаментов.
  • Гидроизоляция подвального помещения с приспособлением для служебных целей.
  • Устройство черновых полов.
  • Воссоздание столярных заполнений, исторических решеток и фурнитуры по сохранившимся образцам.
  • Частично отреставрирована стропильная система.
  • Замена  кровли, водостоков и линейных окрытий.
  • Реконструкция наружных и внутренний инженерных сетей.
  • Благоустройство прилегающей территории.

С 2011 по 2014 год ООО «Ресстрой» выполнялись работы по возрождению Ратной палаты, что позволило разместить в здании музейную экспозицию, посвященную Первой мировой войне.

Финансирование объекта осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

В период проведения памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине с начала Первой мировой войны, музей принял первых посетителей.

Реставрация фасадов Агатовых комнат

Архитектурное оформление фасадов павильона построено на контрасте верхнего и нижнего этажей. Южный фасад Агатовых комнат, обращенный к партеру Висячего сада, выглядит как самостоятельная одноэтажная постройка, а со стороны Екатерининского дворца – Агатовые комнаты воспринимаются как второй этаж, опирающийся на монументальную каменную аркаду нижнего, в котором размещалась Холодная баня. Южный фасад Агатовых комнат декорирован колоннами и ротондой ионического ордера, в нишах установлены скульптуры – аллегории Воды, Воздуха, Земли, Огня и копии античных статуй, в медальонах размещены барельефы с аллегорическими изображениями.

На протяжении 225-летней истории памятника ремонтно-реставрационные работы по фасадам проводились неоднократно. В 1857 г. под руководством архитектора А.Ф. Видова были отремонтированы фасад и кровля павильона, пол в ротонде и тротуар, купол был перекрыт новым рольным свинцом. Старая краска на фасадах была удалена, и стены окрашены известковым колером. В 1885 г. крыша павильона частично была перекрыта черным железом и заново промазаны фальцы. Производились работы по отводу воды от стен здания. Капитально ремонтировались фасады и мраморный пол. Столярный мастер К. Гринберг изготовил заново из красного дерева 15 оконных летних переплетов, произвел большую починку зимних рам, исправил оконные коробки, сменив нижние части и пороги, отремонтировал двери.

В 1953-1955 гг. производилась реставрация фасадов и ремонт кровли. Фасады и кровля ремонтировались также в 1973 г., в 1992-1993 гг. В 2009 г. проведен ремонт стропильной системы, кровли, каменной облицовки фасадов первого этажа и водоотвода от стен павильона «Холодная баня». В 2010 г. проведены работы по гидроизоляции и водоотводу от стен павильона со стороны Висячего сада. В 2010-2013 гг. осуществлена реставрация интерьеров Агатовых комнат, в процессе которой выполнен реставрационный ремонт столярных заполнений второго этажа.

К 2013 г. фасадам второго этажа потребовался ремонт и реставрация: штукатурный и окрасочный слои стали осыпаться; на лепном декоре медальонов, плафона ротонды, наличников и стен появились трещины, сколы и мелкие утраты; каменные базы колонн, тяги и венчающий резной из пудостского камня карниз местами выветрились, на камне также появились трещины и сколы; линейное окрытие горизонтальных тяг корродировало; кованые решетки балконов многократно закрашены масляной краской; авторская огневая позолота декоративных элементов решеток скрыта под слоями краски. Скульптуры в нишах, вырезанные из пудостского камня, за долгую жизнь получили многочисленные повреждения и утраты, которые в некоторых местах грубо восполнялись цементными вставками и докомпановками.

В процессе реставрации были выполнены следующие работы:

  • реставрация штукатурной отделки,
  • реставрация декора из естественного камня,
  • реставрация архитектурно-лепного декора,
  • реставрация металлических декоративных ограждений,
  • расчистка от масляных наслоений и реставрация позолоты накладных металлических элементов,
  • реставрация скульптур,
  • замена линейных окрытий,
  • реставрация окраски штукатурных, лепных, каменных, металлических элементов декора фасада.

Работы выполнялись ООО «Лапин-Энтерпрайз» (реставрация фасадов) и ООО «Царскосельская янтарная мастерская» (реставрация скульптур). Завершить работы планировалось в декабре 2013 года, однако окончательная приемка работ была произведена в июне 2014 года.

Задержка планируемых сроков обусловлена длительным устранением ООО «Лапин-Энтерпрайз» замечаний, связанных с реставрацией фасадов,  а также в связи с выявленными после демонтажа и расчистки скульптур дополнительными объемами работ по укреплению камня и восполнению утрат, возложенными на ООО «Царскосельская янтарная мастерская».

Реставрация Агатовых комнат

26 сентября 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» открылись после реставрации Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» –  архитектурный шедевр XVIII века. Масштабные работы велись в соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным между ОАО «Российские железные дороги», Благотворительным фондом «Транссоюз» и ГМЗ «Царское Село». Специалисты Царскосельской янтарной мастерской начали работы в 2010-м. За три года возрождены все семь интерьеров Агатовых комнат, которые создавались в течение семи лет. Акт о завершении реставрационных работ директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова и директор благотворительного фонда «Транссоюз» Владимир Чернышов подписали в присутствии министра культуры РФ Владимира Мединского и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Почетные гости первыми осмотрели возрожденные интерьеры.
 
  
 
Агатовые комнаты – апартаменты императрицы Екатерины II, сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов не только в России, но и в мире. По указу венценосной заказчицы (Екатерина II лично наблюдала за отделкой этих интерьеров и вносила коррективы в проект) придворный архитектор Чарльз Камерон в 1780-х годах создал во втором этаже павильона «Холодная баня» неповторимые изысканные интерьеры – помещения для отдыха и развлечений, ставшие личными покоями императрицы, в которых она в утренние часы просматривала государственные документы, отвечала на письма, занималась литературными трудами. На первом этаже располагались помещения для водных процедур.
 
  
 
Это памятник с удивительной судьбой, вобравшей счастливые и трагические моменты истории. Архитектурный гений шотландца Чарльза Камерона виртуозно соединил два увлечения его современников: античностью и минералогией. Агатовые комнаты – пример творческого переосмысления образа римских терм и античных вилл, доминанта царскосельской «греко-римской рапсодии» – архитектурного ансамбля Терм Камерона, который включает также Висячий сад, Галерею и Пандус. Агатовые комнаты отделаны разными видами уральской яшмы. В отличие от мрамора она обладает гораздо большей плотностью и чрезвычайно трудна в обработке, а ее насыщенный цвет сужает возможности применения в интерьере. Тем не менее, Камерону удалось создать произведение, которое поэт Гавриил Державин назвал «Олимпу равным».
 
  
 
Во время нацистской оккупации Агатовые комнаты уцелели, фашисты устроили здесь клуб. При отступлении захватили только то, что располагалось на высоте человеческого роста – в том числе яшмовые вазы, скульптуру, бронзовые барельефы. Пострадали живопись, лепка, наборные паркеты. В 1948-м, после первоочередных восстановительных работ, Агатовые комнаты открылись для посетителей, а в начале XXI века стало понятно, что шедевр погибает и может быть безвозвратно утрачен.
 
  
 
Спасти Агатовые комнаты удалось благодаря государственно-частному партнерству: сочетанию деятельной, искренней поддержки благотворителей – ОАО «Российские железные дороги» и Благотворительного фонда «Транссоюз» (76 процентов от общей суммы), средств федерального бюджета, направленных на покупку и реставрацию предметов убранства (21 процент, свыше 85 млн рублей), и собственных средств музея (3 процента). Общая сумма, потраченная на возрождение Агатовых комнат, – более 405 млн рублей, из них большую часть (272 млн рублей) выделили ОАО «РЖД» и БФ «Транссоюз».
 
  
 
При возрождении шедевра музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использовал методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Каждый шаг реставраторов обсуждался на реставрационных советах с участием ведущих петербургских специалистов. И почти каждое решение рождалось в жарких дискуссиях. Спектр работ был огромным: консервация и реставрация позолоты, живописных вставок, скульптуры, каменной облицовки стен, реставрация паркета и бронзового декора.
 


 
Особенно горячие споры развернулись по поводу реставрации мраморных каминов Большого зала, один из которых был привезен из Италии, а второй изготовлен по его образцу в мастерской Шарлеманя. Во время войны мраморные рельефы с них были утрачены. Эксперты решили обратиться к их аналогам – чудом сохранившемуся фризу камина из Опочивальни Александровского дворца и выполнить копии рельефов в современном материале. Второй камин было решено оставить таким, каким он дошел до наших дней – со следами креплений и рельефных фигур как свидетельство той войны.
 
  
 
Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской этот объект оказался даже сложнее, чем легендарная Янтарная комната. «Это прорыв в российской реставрации» – таков был вердикт Реставрационного совета, принимавшего работы в Агатовых комнатах. Благодаря консервационной методике реставрации Агатовые комнаты предстают перед  нами почти такими, какими их видела Екатерина II и ее современники. Сохранены не только элементы отделки семи интерьеров, неповторимое сочетание «цветных каменьев», но и «патина времени» памятника с более чем двухсотлетней историей.
 
Работы велись в строгом соответствии с графиком. В декабре 2011-го были открыты Агатовый кабинет и Библиотека, в октябре 2012-го – Большой зал. Затем специалисты Царскосельской янтарной мастерской завершили возрождение еще четырех интерьеров – Яшмового и Овального кабинетов, Кабинетца и Лестницы. К окончанию реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению шедевра.
 
Агатовые комнаты – технологически чрезвычайно сложный реставрационный объект. Тем не менее, именно здесь впервые музей решил открывать залы для посетителей по мере их готовности, не дожидаясь завершения всего комплекса работ. С апреля 2012 года в павильоне работает Детский центр.
 
Цифры и факты: 
  • Для убранства Агатовых комнат использовался мрамор и 25 тонн разноцветной яшмы.
  • Стены двух кабинетов – Яшмового и Агатового – облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита. Такую яшму в XVIII веке называли «мясным агатом», из-за чего интерьеры получили название Агатовых комнат.
  • Для обеспечения долговечности отделки Агатового и Яшмового кабинетов было решено выложить кирпичные стены плитами известняка и затем облицевать яшмой. Облицовке предшествовали три года подготовительных работ. Особую трудность представляли завершающие процессы – шлифовка и полировка, призванные выявить яркость красок, глубину и сочность тонов, красоту рисунка. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около 200 квадратных метров стен, наличников и карнизов.

Подробная статья о реставрации Агатовых комнат опубликована в разделе «Реставрация» нашего сайта.

Реставрация Висячего сада

Висячий сад был сооружен по проекту Ч.Камерона в 1782-1786 гг. при участии садового мастера И. Буша. В саду культивировались цветущие кустарники и деревья, высаживалось множество разнообразных цветов. Цветение продолжалось беспрерывно все теплое время года.

Сад устроен на кирпичных сводах, пол под ними вымощен известняковыми плитами. Фасадные аркады облицованы пудостским туфом. Гидроизоляция Висячего сада была выполнена из рольного свинца. В связи с тем, что в условиях нашего северного климата невозможно выполнить долговечную горизонтальную гидроизоляцию открытой террасы, в течение XIX – XX вв. многократно проводились работы по ремонту и усовершенствованию гидроизоляции и водоотвода.

К 2010 году гидроизоляция сводов Висячего сада вновь пришла в негодность: появились многочисленные протечки как в центре сводчатой конструкции, так и вдоль  лотка. Штукатурка внутренней поверхности сводов разрушилась. На тумбах парапетного ограждения сада образовались зазоры, балясины и тетива покрылись коррозией. Плитная отмостка и лоток деформировались, местами разрушились.

Проектная документация «Выполнение консервационных и реставрационных работ Висячего сада и пандуса» разработана ЗАО «Собор» в 2010 г.

Реставрационные работы начались 12 июля 2012 г. Конкурсными  процедурами был определен подрядчик работ ООО «Геоизол».

Реставрация, как и планировалось, завершена  к октябрю 2013 г. На первом этапе выполнена гидроизоляция сводов, вертикальная планировка и водоотвод Висячего сада; весной 2013 года – восстановлено растительное оформление, воссоздан исторический ландшафт и растительный ассортимент; летом - выполнена реставрация кирпичной кладки сводов, туфовых арочных фасадов, штукатурной облицовки сводов, металлических ограждений.

Реставрация фасадов павильона «Ворота-руина»
комплекса Белая башня в Александровском парке

Павильон «Ворота-руина» – часть комплекса Белой башни, имитирующего средневековый рыцарский замок. Этот комплекс построен архитектором А. Менеласом в 1821-1827 годах и предназначался для игр великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина, сыновей императора Николая 1. Павильон «Ворота - руина» состоит из двух торжественных, круглых в плане башен, которые связаны между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Створки ворот деревянные, верхняя фрамуга ворот металлическая. С северной стороны у башен имеются двухэтажные пристройки, которые использовались под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен аркатурными поясами придавали зданию вид готической постройки. Южный фасад здания оформлен деталями из известняка. Цоколь облицован путиловской плитой. Во время Великой Отечественной войны Ворота были частично разрушены и восстановлены в 1990-е годы.

После завершения реставрации Белой башни в 2012 году, ГМЗ «Царское Село» приступил к реставрации фасадов ворот, состояние которых оценивалось как неудовлетворительное. Наблюдались разрушения штукатурного слоя до кирпичной кладки, утраты красочного слоя в верхней и средней части фасада, разрушения поверхности кирпича, высолы на поверхности штукатурного слоя.

В процессе реставрации были выполнены следующие работы:

  • Расчистка и окраска штукатурной отделки стен, карнизов, тяг.
  • Расчистка и окраска профилированных деревянных поверхностей оконных и дверных заполнений, створок ворот.
  • Расчистка и окраска металлических поверхностей фрамуги ворот.
  • Расчистка, укрепление архитектурных деталей и зубцов парапетов из камня на южном фасаде.
  • Реставрация кирпичной кладки.
  • Обработка поверхности составами для удаления солей и блокировки солей.
  • Замена карнизных свесов и линейных окрытий.
  • Смена водосточных труб.
  • Расчистка, укрепление и реставрация цоколя и крылец.

Реставрационные работы велись ООО «Краски города» и завершились в мае 2013 г.

Ремонтно-реставрационные работы и приспособление
для современного использования Белой башни

Разрушенная в годы войны Белая башня была восстановлена в 1990-е годы: воссоздано историческое объемно-пространственное решение; архитектура фасадов, включая столярные заполнения и элементы металлического декора и скульптуры рыцарей; выполнена черновая отделка интерьеров. При реконструкции здания в соответствии с противопожарными нормами вместо единственной винтовой лестницы, соединявшей семь ярусов, была устроена двухмаршевая с деревянными ступенями на металлических косоурах. При этом лестничное помещение было выгорожено из исторических объемов интерьеров, и первоначальная планировка помещений оказалась искажена. Изменение исторической планировки и недостаток иконографических данных не позволили воссоздать интерьеры Белой башни в их первозданном виде.

Ремонтно-восстановительные работы были приостановлены в 2000 и возобновлены в 2011 году. Работы вела компания «Лапин Энтерпрайз».

В процессе ремонта была выполнена реставрация фасадов и исторической кирпичной кладки стен и сводов цокольного этажа, воссоздан по фотографиям начала ХХ века лепной декор Гостиной и Кабинета, мраморного камина Гостиной, восстановлена штукатурная облицовка стен, окраска помещений. Произведён ремонт инженерных сетей и установлено инженерно-техническое и охранно-пожарное оборудование в соответствии с современными нормами для музейных и выставочных помещений.

  

После завершения реставрации в сентябре 2012 года в Белой башне был открыт детский центр музея. В процессе благоустройства прилегающей территории, выполненного летом 2012 года, была восстановлена планировка бастиона, на специально распланированных площадках воссозданы лабиринты и размещено оборудование для спортивных игр. На бруствере бастиона планируется установить реплики 12 пушек XIX века, неподалеку от бастиона – восстановить земляную крепость – кронверк «Звезда», которая первоначально использовалась для обучения фортификации детей Николая I.

Таким образом Белой башне хотя бы частично возвращена ее исконная функция по формированию исторического чувства у молодого поколения наших сограждан.

Завершена реставрация Гранитной террасы

Видеосюжет программы Вести - Санкт-Петербург :

20 сентября 2012 года предстала обновленной Гранитная терраса или Терраса Руски в Екатерининском парке. В полдень здесь установили историческую скульптуру — в том числе, «Венеру Медицейскую», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» —  которая во время реставрации хранилась в фондах музея-заповедника.

Терраса построена по проекту архитектора Луиджи Руски в 1810 году на гребне восточного склона возвышенности и первоначально была облицована известняком. Еще в середине XIX века вместо предполагавшихся архитектором двух мраморных скульптур на террасе установили 10 гальванопластических копий известных античных статуй.

Со времени последнего обновления террасы прошло более века: в 1898–1900 годах по проекту архитектора Сильвио Данини была выполнена реконструкция, в результате которой известняк заменили на серый и розовый гранит.

В 2011-м, к моменту начала новой реставрации, гранитная терраса была в аварийном состоянии.

— Главная сложность заключалась в том, что конструкция террасы получила существенные повреждения, так как в пространство между каменной кладкой и гранитной облицовкой постоянно попадала вода, дело могло обернуться обрушением. Чтобы исправить эту ситуацию, пришлось полностью разобрать облицовку, устранить посторонние включения, восстановить гидроизоляцию и собрать гранитную облицовку заново, — говорит главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева.

Кроме того, имели видимые отклонения угловые столбы; швы между блоками разошлись, ступени на лестничных спусках сдвинулись со своих мест. Требовали срочной помощи реставраторов и элементы чугунного литья балюстрад.

Научно-проектную документацию разработал НИИ «Спецпроектреставрация», в соответствии с ней работы выполнили компании «Геоизол» и «Мастерская Васильева». Сложный реставрационный процесс включал почти 30 этапов: от демонтажа, комплексной очистки, восполнения утрат до гидроизоляции и антисептической обработки. Реставрация длилась 11 месяцев.

Реставрация Трясучего (Висячего) моста

Мостик, длина которого составляет 12,35 м, ширина 80 см был изготовлен на Александровском литейном заводе по проекту архитектора А. Менеласа в 1825 году, а через год под его присмотром установлен «на повороте через канал». Арочно-подвесная конструкция моста явилась данью моде на висячие мосты, распространившейся в 1810–1820-е годы по всему миру. Его пролетное строение состоит из каркасной сетки, набранной из металлических полос и подвешенной к тросам, концы которых закреплены на береговых стойках-кронштейнах. Ажурные литые стойки, состоящие из столбиков и примыкающих к ним волют, укреплены на гранитных блоках – береговых устоях, для установки которых забивались деревянные сваи. Мост имеет деревянный настил, а перед устоями моста уложены известняковые плиты.
Исторический цвет моста - белый. Последние десятилетия его окрашивали в зеленый, затем в светло-серый (1981) и темно-серый цвета.
После Великой Отечественной войны мостик был восстановлен (1949). В 1962–1963 годах силами музея производился его капитальный ремонт с разборкой: были отремонтированы металлические тросы и устроен новый деревянный настил. В 1970 году вновь заменялись дощатый настил и тросы, окрашивались металлические части: в конце 1970-х были выправлены плохо укрепленные, покосившиеся кронштейны.
В 2002 году техническое состояние Висячего моста было признано аварийным: береговые устои просели и накренились, крепление кронштейнов расшатано. Кронштейны, снятые вместе с сохранившимся тросом, были перевезены в реставрационную мастерскую. Обветшавший деревянный настил демонтировали.
Работы по восстановлению пролетной конструкции моста, металлического каркаса, настила из лиственницы и реставрацию чугунных кронштейнов с восполнением утрат, гранитных устоев и известняковых плит на подходе к мостику выполнили сотрудники ЗАО РПНЦ «Специалист».
 

В   2010 году Царское Село отметило свой 300-летний юбилей. К 300-летию Царского Села музей-заповедник завершил реставрацию и открыл для посетителей новые дворцовые залы и павильоны. Реализация программы реставрации осуществлялась за счёт бюджетного финансирования,  финансовых средств, выделяемых Международным банком реконструкции и развития, а также за счёт спонсорской, инвестиционной и благотворительной поддержек.


Реставрация павильона «Вечерний зал»

 Недалеко от Собственного садика расположен павильон «Вечерний зал», строительство которого началось в 1796 году по проекту П. В. Неелова, но завершилось лишь через полтора десятилетия, уже под руководством Л. Руски.

Во время войны уникальный павильон сильно пострадал.

С момента основания Клуба друзей музея-заповедника «Царское Село» его почётным корпоративным членом и покровителем является Северо-Западный банк Сбербанка России. При его финансовой поддержке были проведены реставрационные работы, и в 2008 году обновлённый павильона вновь был открыт для посетителей.

Реставрация павильона «Турецкая баня»

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка. Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И.А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал павильону особую живописность. Внутренние помещения Турецкой бани были решены в «мавританском» стиле.

Во время Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. В 2006-2009 годах в Турецкой бане на средства Международного банка реконструкции, развития и федерального бюджета были проведены исследовательские и реставрационные работы. В 2009 году павильон был открыт для посетителей. Сегодня в воссозданном павильоне экспонируются предметы из собрания ГМЗ «Царское Село», а также предметы мебели приобретенные на пожертвования членов Клуба друзей музея-заповедника.

 

Реставрация Арабескового зала Екатерининского дворца

В Екатерининском дворце открылся Арабесковый зал. Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины Великой. Зал декорирован пилястрами, зеркалами и панно с росписью в виде арабесков; мотивы живописи и определили название парадного интерьера.

 

Реставрация часов из экспозиции Екатерининского дворца-музея

        Мастера ООО «Водолей плюс» на безвозмездной основе выполнили реставрацию корпуса уникальных часов. После реставрации, проведенной при финансовой поддержке ООО «Водолей плюс» специалистами Государственного Эрмитажа, механизма часы были размещены на своем историческом месте – в Китайской Гостиной Александра I.     

  

Реставрация Парадных залов Александровского дворца

    После реставрации открыты для посещения три зала Парадной анфилады Александровского дворца – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная. Залы едины по характеру оформления и решены в одной цветовой гамме. Это уникальный по целостности и историко-художественной значимости комплекс, сохранивший архитектурную отделку XVIII века, созданную по проекту архитектора Дж. Кваренги. В залах Парадной анфилады воссоздана экспозиция из подлинных предметов бережно сохранённых в 1941-1944 годах в эвакуации и до настоящего времени хранившихся в ГМЗ «Царское Село» и «Павловск». Их история связана с жизнью Александровского дворца и его венценосных обитателей. В залах вновь можно увидеть находившиеся здесь при последних владельцах пейзажи И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, М.Н. Воробьева, основанную Николаем I галерею портретов, а также изделия из бронзы, фарфора и стекла.    

 

Реставрация металлического моста в Екатерининском парке

Мост у Концертного зала – один из первых металлических мостов на европейском континенте, изготовлен по проекту Дж. Кваренги на Сестрорецких Оружейных заводах в 1783–1784 годах. Реставрация моста, ведущего к Концертному залу, была проведена при финансовой поддержке А.С. Клямко и В.В. Новинского и завершилась к юбилею Царского Села в 2010 году.

 

Реставрация павильона «Эрмитаж»

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. В 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф.-Б. Растрелли. Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений.

Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы.

В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и гравюры по рисунку М.И. Махаева был восстановлен канал вокруг Эрмитажа. Уникальное камерное «фортификационное» сооружение XVIII века вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.

Летом 2010 года мастера ООО «Ресстрой» закончили реставрацию в павильоне «Эрмитаж»: 25 июля 2010 года впервые после 1941 года он был открыт для посетителей.

 

Императорский Фарфоровый завод на безвозмездной основе изготовил чашку с блюдцем, сахарницу и чайник по образцу предметов «Собственного чайного сервиза» императрицы Елизаветы Петровны. Предметы для копирования были любезно предоставлены Государственным Русским музеем.

Сервиз украсил один из парадных столов в открывшемся к 300-летию Царского Села павильоне «Эрмитаж».

  

Стулья для павильона «Эрмитаж» были изготовлены по образцу стульев середины XVIII века из исторической коллекции музея корпоративным членом Клуба друзей музея-заповедника компанией «Водолей плюс» при финансовой поддержке ООО «Краски города».

 

Реставрация павильона «Концертный зал»

В 1780-х годах архитектор Дж. Кваренги построил в Екатерининском парке «Концертный зал», охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служит панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале. На нем изображена статуя богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Интерьеры павильона решены в соответствии с канонами классического стиля. Стены большого зала облицованы искусственным мрамором, украшены пилястрами коринфского ордера, скульптурными медальонами и живописными панно.

К 300-летию Царского Села была проведена масштабная реставрация и обновленный павильон вновь был открыт для посетителей.

Реставрация павильона «Скрипучая беседка»

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой, расположен на живописном берегу пруда, на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Новым садом Александровского парка. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки Скрипучая.

Беседка была сооружена по проекту архитектора Ю. М. Фельтена; работы велись под руководством И. В. Неелова в 1778–1786 годах.

При финансовой поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России в павильоне были проведены реставрационные работы, вернувшие Скрипучей беседке её первоначальный вид, а член Клуба друзей музея-заповедника «Царское Село» компания «Матис» восстановила фигуры драконов, украшающих кровлю беседки.

Воссоздание скульптур Большого Китайского моста

Большой Китайский мост, расположенный у центральных ворот в Александровский парк со стороны парадного плаца, сооружен по проекту Ч. Камерона. Парапет моста выполнен из розового гранита, декорирован вазами и ветвями «красных кораллов».

Изначально мост был украшен четырьмя фигурами китайцев из известняка, сидящих на тумбах-постаментах; позднее пришедшие в негодность фигуры заменили на металлические, с полихромной росписью. В годы войны скульптура исчезла.

В июне 2010 года при финансовой пожжержке Т.К. Боллоева работы над воссозданием фигур китайцев, продолжавшиеся несколько лет, были завершены.

 

Создание копии скульптуры «PrimaVera»

Копия скульптуры «PrimaVera» выполнена с работы неизвестного мастера XVIII века и является  даром ГМЗ «Царское Село» от членов Клуба друзей музея ООО «Ресстрой» и итальянских фирм «Torart» и «Michelangelo». Копия выполнена из каррарского мрамора с применением лазерного оборудования и цифрового фрезерного станка.

 

Реставрация Чугунной беседки в Екатерининском парке

Металлическая беседка, расположенная на правом берегу второго Нижнего пруда в Екатерининском парке, изготовлена по проекту Дж. Кваренги на Сестрорецких Оружейных заводах в 1785 году. Чугунные беседки со скамьей по периметру предназначались для места, в котором «садовник или природа создали великолепные круговые виды». Ещё в XIX веке эта беседка пользовалась популярностью у царскоселов.

Долгое время беседка не ремонтировалась – лишь изредка её окрашивали масляной краской. Постепенно исчезли деревянные скамейки и внутренняя обшивка кровли. Реставрация чугунной беседки в Екатерининском парке была выполнена к 300-летию Царского Села в 2010 году на средства ООО «Краски города».

Реставрация триумфальных ворот «Любезным моим сослуживцам»

Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам» в юго-восточной части Екатерининского парка сооружены по проекту архитектора В. П. Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Помещенные на воротах слова — «Любезным моим сослуживцам» принадлежат императору Александру I. В годы Великой Отечественной войны ворота получили многочисленные повреждения. К 300-летию Царского Села обновленные ворота вновь украсили Екатерининский парк.

Работы по реставрации ворот за свой счёт  выполнило ЗАО РПНЦ  «Специалист».

Реставрация павильона «Нижняя ванна»

Павильон «Нижняя ванна» расположен в Екатерининском парке. В XVIII веке его называли также Кавалерской мыльней. Этот павильон, стоящий в стороне от парковых аллей и предназначавшийся для придворных, был построен по проекту архитектора И.В. Неелова в 1778–1779 годах. Его фасад наполовину скрыт от взглядов посетителей сада деревьями и кустарниками.

Нижняя ванна состоит из десяти помещений, сгруппированных вокруг центрального зала с большим круглым бассейном. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.

Незначительно пострадавшие в период Великой Отечественной войны фасады павильона были восстановлены в 1944–1945 годах. Работы по реставрации помещений этого павильона были завершены в 2011 году.
Завершённые проекты
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта