RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Регулярный парк

Старейшая, регулярная часть Екатерининского парка создавалась в первой половине XVIII века в голландском вкусе, для отдохновения и развлечения августейших хозяев от тягот государственной службы. Прилегающая к дому местность на Сарской мызе в первые годы после ее перехода в собственность Екатерины I, в 1720-х годах был перепланирован садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом. Склон с восточной стороны был обработан уступами, при этом «в каждой куртине, — как писал историк Царского Села И. Яковкин, имея в виду 1721-й год, — насажены были яблони и вишни, с коих плоды, во время присутствий Двора в Москве, отдаваемы были на откуп, а с некоторых и тогда сохраняемы были впрок различным образом. Видите ли, что в некоторых аллеях деревья, против прямой линии, посажены выгнутыми впадинами? По каждой аллее были в них беседки с лавками из брусков, к коим деревья привязывались. Таких беседок, в верхнем и нижнем садах, по всем аллеям было 48; а здесь, на углу к каналу и набережной, были открытые, по сторонам, галереи с кровлями, на 90 сажен длины и 6 сажен ширины».

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, при реконструкции всего царскосельского ансамбля, начатой в 1743 году, территория Старого сада значительно расширилась. В преобразовании сада участвовали архитекторы М.Г. Земцов, А. В. Квасов, С. И. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли, по проектам и под наблюдением которых велись работы по строительству Большого Царскосельского дворца и парадных павильонов.

В основе композиционного решения регулярного парка лежит правильная симметричная организация пространства вокруг дворца, строгая система расположения аллей, площадок, павильонов и скульптур. Деревья и кустарники использовались в регулярном парке как своеобразный строительный материал: придавая им форму пирамид, шаров, ниш, арок и т. п., мастера искусно превращали аллеи в зеленые галереи и залы под открытым небом. Столь же строгие правила соблюдались при отборе и посадке деревьев, кустарников и цветов. Среди стриженой листвы аллей возвышались увеселительные павильоны. Появившиеся в саду скульптуры, в отличие от петровского Летнего сада, располагались не в соответствии с продуманной иконографической программой, которая подчас несла дидактическую нагрузку, а играли прежде всего декоративную роль.

Черты Старого сада прослеживаются ныне в парадной части Екатерининского парка, воссозданной в послевоенные годы по проекту архитектора Н. Е. Тумановой на основе исторических чертежей и документов.

Регулярная часть Екатерининского парка занимает территорию между Екатерининским дворцом, Каскадными прудами и Большим прудом. Центральная аллея Старого сада — главная композиционная ось всего дворцово-паркового ансамбля — соединяет дворец с павильоном «Эрмитаж». С террасы хорошо просматривается деление парка на две части: верхнюю (перед Екатерининским дворцом) с понижающимися уступами-террасами, связанными между собой каменными лестницами, и нижнюю, за которой, отделенный Рыбным каналом, прячется в Дикой роще павильон «Эрмитаж».

На первой террасе перед Екатерининским дворцом, привлекает внимание узорный партер, напоминающий паркеты дворцовых залов. Такие партеры, представляющие собой своеобразную мозаику из битого кирпича, угля, толченого стекла и песка различных оттенков, были типичным украшением регулярных парков в XVIII веке.

Панорама из приложения «Царское Село» для iPad

Регулярный парк
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта