![](http://tzar.ru/Files/image/14483543071416485467fan2014ru2.jpg)
Информация о режиме работы и стоимости билетов.
Веер – небольшое, легкое ручное опахало, обычно складное, создающее движение воздуха и вызывающее ассоциации с крылом птицы и полетом.
Русское слово «веер» возникло сравнительно поздно, но в начале XVIII в. оно было уже привычно и явилось результатом переделки и переосмысления голландского «wáaier», фонетически преобразованного по народной этимологии от глагола «ве́ять». В других языках этому термину соответствуют итальянский «ventaglio» и французский «éventail», происходящие от латинского «ventum» (ветер). Английское слово – «fan» созвучно китайскому «feng», также обозначающему ветер. Испанский «abanico» является уменьшительной формой от староиспанского «abano» соответствующего русскому «опахало» и «махальцо».
Музей-заповедник «Царское Село» впервые знакомит посетителей с собственной коллекцией вееров, включающей более 100 предметов. В собрании музея представлены изделия западноевропейской, восточной и русской работы, среди которых произведения веерного искусства XVIII в. из исторической коллекции, экспонаты XIX – первой половины XX в., собранные на протяжении последних лет — приобретенные в антикварных магазинах и у частных коллекционеров, а также поступившие в виде даров.
В 2010–2013 гг. в рамках программы Министерства Культуры Российской Федерации «Культура России (2006–2011)» реставраторами Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и специалистами ЗАО «Феномен» (Москва) были выполнены работы по реставрации 49 вееров из коллекции музея.
Над реставрацией вееров трудился высокопрофессиональный коллектив художников-реставраторов: Л. В. Гетьман, Ю. А. Воронин, О. С. Головлева, Т.А. Жданова, С. В. Краснова, Т. А. Левыкина, М. Е. Маилян, С. В. Медведева, О. С. Попова, Ю. В. Савкова, Е. С. Синицына, Н. В. Соломатина, С. Г. Тютимова, А. Ю. Утехина, О. В. Фролова, Н. Н. Цветкова, Е.Ю. Чепелева, А. В. Шулинина, Т.В. Юрьева. Все работы выполнялись под руководством заведующей Сектором реставрации текстиля и кожи художника-реставратора высшей категории Н.П. Синицыной.
Произведения веерного искусства, в прямом смысле слова, обрели новую жизнь. Благодаря реставрации стала возможной и эта выставка. Уникальная экспозиция «Возвращение веера», открывшаяся в Зубовском флигеле ГМЗ «Царское Село», представляет часть реставрированных вееров, экспонируемых впервые. Она включает как произведения XIX — начала XX в., так и очень ценные экземпляры XVIII столетия, являющиеся лучшей частью веерного собрания музея.
Явления культуры разных эпох и стран — Европы, России и Дальнего Востока, — соединенные стрелой веера, образуют его воображаемые створки, раскрытые во времени. Экспозиция представляет не столько историю создания веера и центры его производства, сколько подчеркивает неповторимые художественно-семантические свойства этого изысканного предмета, его легкость и пленительную красоту. А воссозданию атмосферы бала и праздника, столь органично сочетающейся с этим хрупким изящным атрибутом аристократического быта, в немалой степени способствуют средства современной сценографии.
Веера, словно яркие экзотические бабочки, возникают из темноты, переливаясь серебристыми и золотистыми бликами, играют красками в лучах света, отбрасывают кружевные тени, отражаются в зеркалах, вызывая ностальгию по изысканной красоте ушедших эпох, которой так часто не хватает нашему прагматичному времени.